Каникулы? Самое время учиться!
Необычные осенние каникулы провели с пользой сразу 21 воспитанник из 8 детских домов Приморского края. Ребята приехали во Владивосток из Лесозаводска и Партизанска, Спасска и Уссурийска, поселков Ярославский, Новошахтинский, Вольно-Надеждинский и Кавалерово. Все они стали участниками специального проекта Благотворительного фонда «Владмама» — профориентационной смены «Каникулы с пользой». О том, что это за смена, для кого она проводится, с какой целью и каким способом — наш сегодняшний рассказ.
Хотя сегодня детских домов уже не существует, а вместо них во всех официальных документах фигурируют «Центры содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», многим ребятам, живущим здесь, в приемные семьи не попасть. В силу разных причин: уже взрослые, есть браться и сестры, страшно, не хотят. Не секрет, что повзрослевшие дети, после окончания 9-го класса переступающие порог детства и своего казенного «дома», в котором оно прошло, как правило, не готовы к самостоятельной жизни.
Помочь им в этом вопросе, погрузить в атмосферу занятости, принятия решений, выбора профессии и осознанного отношения к труду, учебе и работе — это и есть главные задачи специальной профориентационной смены. Только что завершившаяся осенняя смена стала второй. Автором и организатором этого проекта выступает Благотворительный фонд «Владмама», а его финансирование обеспечивают жертвователи фонда — обычные люди — и Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко, поддержавший в 2017 году программу «Я — Личность!», с которой фонд «Владмама» победил в конкурсе «Семейный фарватер».
«В чем ваша фишка?»
Этот вопрос задают и участникам смены, и организаторам. И пока каждый ребенок мучительно пытается найти на него ответ, познавая и узнавая самого себя в новых условиях, взрослые честно отвечают: «Смена „Каникулы с пользой“ — процесс напряженный. Это не развлечение, это не отдых, это не расслабон. Это работа. Причем, самая трудная работа — преодоление самого себя, своей лени, страха, неуверенности. И в этом фишка этого проекта».
Условия, в которых проходят 5 дней смены: каждая минута — с пользой, каждый час — со знаниями, каждый день — с новым опытом. Принципы взаимоотношений между участниками: ответственность, взаимоуважение, открытость, честность, равенство. «Каникулы с пользой» — это занятость, тщательное построение программы каждого дня, в котором диалоги с лучшими спикерами, тренерами и наставниками, сменяются практическими заданиями и погружением в самостоятельную действительность.
— «Мы делаем этот проект, потому что очень четко понимаем: спустя год-два им предстоит самостоятельная жизнь и выбор профессии,— говорит Ольга Сиянко, исполнительный директор фонда „Владмама“, руководитель проекта „Каникулы с пользой“ — и, к сожалению, они не готовы ни к первому испытанию, ни ко второму. Судьба каждого из этих ребят находится в центре внимания Благотворительного фонда „Владмама“. Если у нас есть возможность повлиять на их будущее, формируя их навыки, целеустремленность, осознанность в принятии решений о жизни, значит надо эту возможность использовать и реализовывать в жизни».
Осенняя версия проекта «Каникулы с пользой» стала второй. Стартом этого важного проекта стала весенняя профориентационная смена «Каникул», реализованная в марте 2017 года.
За полгода изменился состав участников, ведь многие из тех ребят, кто провел тогда свои мартовские каникулы вместе с фондом «Владмама», уже летом вышли за пределы своих домов и поступили в колледжи. Их самостоятельная жизнь началась. Их статус «воспитанник детского дома» изменился на другой — «Выпускник детского дома». Многие из выпускниковт продолжают взаимодействовать с фондом «Владмама», но теперь уже в рамках проекта «Клуб выпускников».
Что было в программе этой пятидневной смены?
Обеспечить занятость участников смены в каждую ее минуту; наполнить смыслом каждое произнесенное слово; извлечь пользу из каждого совершенного действия; заполнить важной информацией даже минуты отдыха — именно по таким принципам организаторы «Каникул с пользой» выстроили программу смены. Причем этот порядок был обязательным и для детей, участвующих в смене, и для педагогов, сопровождавших их в этом рабочем путешествии в мир труда и профессий. Образовательная программа, практические занятия и познавательные экскурсии были обязательной частью программы каникул.
День первый, воскресенье, 29 октября
Смена стартовала сразу после обеда, в 13:45. К этому времени в холле гостиницы, которая была выбрана местом проживания и проведения образовательного курса всего проекта, собрались все участники «Каникул с пользой»: 22 воспитанника, 8 педагогов и два руководителя Благотворительного фонда «Владмама». В задачи последних входили не только обязанности главных организаторов проекта, но и тесное взаимодействие с детьми и их наставниками, причем как во время занятий, так и в минуты отдыха.
Обед в этот день был легким и привычным. Но не в смысле его калорийности и состава, а в смысле его организации. В день открытия смены «Каникулы с пользой» его участники едва ли не единственный раз воспользовались услугами «индустрии гостеприимства» — столы были сервированы, блюда подавались и убирались официантами гостиничного кафе. Это было исключение из правил, предусмотренное организаторами только потому, что это был старт всего проекта и день первого знакомства и друг с другом, и с правилами смены!
А вот в другие дни процесс питания участников смены «Каникулы с пользой» проходил иначе. Обязательные приемы пищи, по сути, стали частью образовательной программы смены. Завтраки, обеды и ужины превратились в практические занятия на тему «Накорми себя в столовой и уложись в предложенный бюджет». Как выяснилось, эта задача оказалась достаточно сложным испытанием, как для воспитанников детских домов, так и для их взрослых сопровождающих.
На самом деле практическая ценность этого упражнения заключалась не только в решении простых математических задач сложения и вычитания. Еще более важным был процесс тренировки у ребят умения принимать осознанные решения. Например, решения о том, какое блюдо выбрать. Как известно, в детском доме за детей решают всё, в том числе и бытовые задачи-мелочи. Поэтому навык самостоятельного принятия решений у них попросту не формируется.
Образовательная программа для детей в этот день состояла из тренингов Елены Викторовны Негоды. В этом учебном процессе в интерактивной форме выяснялись нюансы понятия «Профессии» и подробности их выбора, классификации, типов.
Пока юные участники смены постигали основы профессиональной ориентации, взрослые говорили о наболевшем. Психолог Инна Юрьевна Голеня сфокусировала внимание своих коллег-педагогов на проблеме мотивации профессиональной деятельности, а также на острой и актуальной теме детской привязанности, травм привязанности и их влиянии на становление личности выпускника детского дома.
Вечерняя часть программы первого дня смены «Каникулы с пользой», как и было задумано организаторами, наполнилась красками детских эмоций. По традиции, установившейся еще в ходе первой смены, каждый вечер ее участники проводят вместе с ребятами из общественной организации «Волонтер Приморья». Общение между старшеклассниками, живущими в детских домах и студентами, живущими в режиме самостоятельной жизни в большом городе, всегда складывается позитивным, интересным и полезным.
Вечер первого дня завершился квестами в «Пандоруме». Все участники смены разделились на команды по возрастам и отправились к новым испытаниям. Им предстояло прохождение заданий по сюжету квеста. Кстати, путь к месту их проведения тоже стал практическим занятием на тему «Как пройти или проехать на автобусе к нужному тебе месту?»
Главное правило каждой смены «Каникулы с пользой» — «Все, как в жизни!» Общепит, ограниченный бюджет, общественный транспорт, умение находить дорогу туда и обратно — ежесекундная практика принятия самостоятельных решений.
По ходу квестов проверялась именно эта способность ребят. Наблюдая в монитор вместе с администраторами «Пандорума» за тем, как члены команды взаимодействуют между собой, кто и как из ребят принимает решение и ищет ответы к заданиям квеста, организаторы отмечали личностные особенности каждого из детей. Эта информация собирается в копилку данных для выстраивания дальнейшей индивидуальной работы с ребятами.
«Что вам сегодня запомнилось больше всего?» — главный вопрос традиционного ежедневного коллективного подведения итогов дня, вечерней рефлексии. «Квесты!» — ответ был единодушным. Настроение — воодушевленное: «Интересно!» Но в тот момент организаторы точно знали, что утром следующего дня это настроение изменится.