«Подарки судьбы»: магазин как учебник жизни
Незадолго до новогодних праздников, в понедельник, 17 декабря, в Лесозаводском центре содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, произошло событие, которое потом долго обсуждали дети и взрослые обитатели этого детского дома.
В гости к ним приехали сотрудники благотворительного фонда «Владмама» и специалисты Банка России. Приехали не просто так, а по поводу — провести игру «Путешествие в мир финансов: лицом к лицу с деньгами».
Эта игра являлась частью проекта «Я — Личность» и продолжением другой большой игры — «Путь и шествие по жизни», которую разработали сотрудники благотворительного фонда «Владмама» для подростков и старших воспитанников детских домов.
Привычный распорядок дня старших воспитанников детского дома «зарядка-завтрак-школа-дом-обед-уроки-ужин-сон»в понедельник изменился.
Сразу после обеда завертелась-закрутилась карусель непривычных событий. Простая игра-викторина «Что ты знаешь о деньгах?» превратилась вдруг для ребят в настоящую работу, где каждый выполнял какие-то функциональные обязанности в течение нескольких часов.
Результаты этой работы пришлись по душе и взрослым, и детям. Каждый усвоил новые знания, приобрел первый практический опыт в постижении той или иной профессии в сфере торговли и… заработал деньги. За этот рабочий день 15 подростков от 13 до 18 лет расписались в ведомости и получили на руки заработанные деньги — лиды.
Но это было только начало! Ведь без денег в магазине делать нечего. Даже в таком, как «Подарки судьбы».
По общему признанию всех участников многочасовой игры «Путешествие в мир финансов: лицом к лицу с деньгами» открытие и работа магазина «Подарки судьбы» стало самым интересным событием месяца. Именно в этом магазине на заработанные лиды можно было купить крутые штуковины и необычную всячину.
Все товары для этого магазина привезли сотрудники благотворительного фонда «Владмама». Чуть позже ребята выяснили, что ассортимент «Подарков судьбы» составлял список из 70 наименований.
— Ты что, не веришь? Да мы это все пересчитывали и в товарную накладную вписывали! — гордо щеголяли терминами юные товароведы, доказывая скептикам из числа зевак и опоздавших, что они пропустили все самое интересное — распродажу в магазине «Подарки судьбы». Шесть человек из 15 в этот день выполняли обязанности товароведов: считали товары, оформляли товарные накладные и заносили их в книгу учета.
Остальные ребята тоже без дела не сидели. В проекте «Путешествие в мир финансов» все — как в жизни. Ведь для того, чтобы магазин начал свою работу, нужен труд очень большого количества людей. Так и тут, помимо специальности товароведа, ребятам пришлось освоить еще несколько профессий, сопровождающих торговую деятельность. В ведомости учета рабочего времени в понедельник, 17 декабря с 15:30 до 17:30 значились специальности: кассир, продавец, рекламист.
— Все наши игры, конкурсы, программы «Каникул с пользой» или смен «Стань лидером» готовятся на основе наблюдений за жизнью ребят. Анализируя проблемы, с которыми они сталкиваются в старших классах или после выпуска, мы видим пробелы в их знаниях о жизни, самостоятельной жизни,— говорит Ольга Романова, президент Благотворительного фонда «Владмама».— Мы видим, какими навыками к моменту выпуска владеют ребята, и понимаем, что они не умеют и к чему они не готовы. Поэтому в каждом проекте нашей программы «Я — Личность» мы стараемся сделать так, чтобы они не просто изучили инструкции, написанные другими людьми, а приобрели свой собственный жизненный опыт.
Мы стараемся каждую встречу с ребятами посвятить решению именно этой задачи, причем в максимально интересной форме. Поэтому нами разрабатываются своеобразные квесты, практикумы и задачники, где каждый вопрос, тест или задание — это ситуация из жизни.
Магазин «Подарки судьбы» — это очередной пример подобного задачника. Казалось бы, что может быть более привычным, чем поход в магазин? Но когда ты испытываешь все «прелести» профессии, разделяя со взрослыми все ее сложности, ты совсем по-другому относишься и к этому труду, и к ответственности за его выполнение.
Задача всего проекта «Я — Личность» — помочь ребятам самостоятельно и безопасно принимать решения и пробовать жить. Это — как тренировка в спорте или репетиция в танцах и театральном искусстве. Надо пробовать и повторять снова и снова, чтобы быть готовым и получить необходимый практический опыт.
О том, насколько это получилось сделать, когда в Лесозаводске, центре содействия семейному устройству детей-сироти детей, оставшихся без попечения родителей работал магазин «Подарки судьбы», лучше всего рассказали сами дети. Точнее, кассиры, товароведы, продавцы и рекламисты из этого магазина.
Уважаемые товароведы, что было самое сложное для вас?
Настя — Считать! Вот если вдруг запутаешься в каком-то количестве, или там что-то пропустишь, не добавишь, там не посчитаешь, то потом вообще ничего не сводится…
Алексей — А я боялся за товар. Боялся что-то испортить, вдруг упадет, сломается, разобьется…
А что в работе раздражало?
Аня — Суета вокруг и шумность! А еще дети… Когда все разговаривали, вся эта говорильня, невозможность сосредоточиться, это надоедало.
Вот если бы у вас сейчас была возможность выбрать профессию, для того, чтобы начать подрабатывать, какую бы выбрали?
— Продавец!
— Продавец!
— Продавец!
— Товаровед
— Кассир
Так, кто у нас сегодня был кассиром? Илья, Саша — что было самое тяжелое сегодня в работе кассира?
Илья: Самое тяжелое — это просчитать, кто сколько заработал! За всю работу, за все мероприятия — кто что заработал! И раздать, тому — столько то, тому — столько то…
А вы друг другу помогали?
— Да! (хором). Если бы я был один, то была бы очень большая очередь, потому что пока написал, пока одному раздал, другой ждет. Это просто куча времени! Пока ты сам разберешься с этими ведомостями, бумагами, найти на той бумаге одного, потом второго. А так нас трое было — один пишет, другой раздает, третий считает, поэтому втроем было легче.
А не было страшно, что вы ошибетесь, и люди получат меньше денег, чем они на самом деле заработали?
Да, да, было такое! Поэтому мы все пересчитывали и друг друга контролировали.
Что запомнилось за весь день больше всего?
— Все! Мне весь день запомнился!
— А мне то, как рекламировали магазины, реклама классная была (смех общий)
Что по поводу товаров, которые вы сами купили?
Очень довольны! Я купила 4 формы для выпечки, все, что присмотрела, то и купила.
Следующие — рекламисты. Реклама, Андрей, Иван — на выход!
Иван: — Я был режиссером.
Андрей: — Я — актером, мне было нужно показать рекламу, но для меня было важно как-то укрепить свое мастерство, свой артистизм. Мне очень понравилось!
Ну, это твое, как ты думаешь? Работа — твоя? Тебе подходит?
— Да!
Но это ведь тоже тяжелый труд? И не всегда заказчику рекламы может понравится то, что ты делаешь? Скажет «Нет, вот это твое „Все по 100!“ — это перебор! И дальше что?
— Ну, в таком случае приму ошибку, исправлю ее.
Иван, что было в работе рекламиста самое азартное?
— Придумывать, как по-разному рекламировать товары
А если бы в жизни пришлось выбирать из всех вот этих сегодняшних профессий, на какой бы ты остановился?
Я думаю — продавец.
Итак, продавцы, вам слово!
Аня: — О, ну это была самая сложная работа! Ты еще одно не продал, записываешь на листочке, что вычеркнуть, а тут покупатели — «Дай мне это, дай мне то!» И это все сразу, у меня аж голова заболела! Особенно при подсчетах
Таня — А еще говоришь, а тебя не слышно, а он дальше спрашивает, что-то второму говоришь, а тут еще подошел третий, а тебя отпихивают в сторону, товар не дали, деньги забрали — воообщееее…
Представляете, а в реальной жизни — на продавце столько товаров, что ого-го!
— Да я никогда теперь в продавцы не пойду! Тем более у меня стырили…
Стырили?
Да, я вот товара не досчиталась, а вот так, если в реальной жизни, то с меня снимут деньги за это все! Поэтому я точно не пойду на продавца!
Как вы думаете, с помощью этой профессии тяжело деньги зарабатывать?
Да! Очень тяжело!
Самое яркое впечатление — какое?
Ну, что товары в нашем магазине стоили не так, как в жизни. В обычном магазине они точно по-другому стоят.
Уважаемые педагоги, скажите вашу точку зрения по поводу происходящего?
Очень полезная игра и занятие, совместилась игровая деятельность и получение каких-то знаний, которые детям очень пригодятся в жизни!
Что важно подработать в этой программе?
А можно я скажу? Я считаю, что сюда, в эту программу надо подтянуть еще и семейный бюджет! Вот чтобы как в семье, чтобы распределение было — куда, на что уходят расходы, чтобы на всех, для семьи. Чтобы не только для себя покупали…