День финансиста у детей без попечения родителей: как это было
8 сентября в России отмечается день финансиста. По сложившейся традиции, в этот день мы проводим встречи с нашими подшефными ребятами. С выпускниками — говорим о финансовом планировании, с ребятами помладше — проводим уроки финансовой грамотности. Но уроки эти мало похожи на школьные.
Не верите? Зря! На наших уроках обычно не скучают, некогда! И не выгодно…
Уроки финансовой грамотности, подготовленные вместе с партнерами фонда «Владмама», это практические задания, маленькие фрагменты настоящей жизни.
⠀
Все потому, что во время выполнение задания или прохождения тематических станций, они зарабатывают деньги! Игровые, конечно же. Несмотря на то, что эти банкноты больше похожи на цветные карточки с цифрами, они имеют подлинную стоимость. И купить на них можно самые настоящие товары. Так что ребята тратят и расходуют эти деньги очень даже не понарошку, в магазине с реальными товарами, учась делать осознанный выбор и понимать цену деньгам.
И вот, что мы заметили. Если в самом начале процесса покупок ребята очень вдумчиво и настороженно включаются в это взрослое безумие, как бы сомневаясь «а надо ли мне все это?», то ближе к окончанию просят отложить миг завершения «еще на чуть-чуть попозже!».
⠀
В этот раз День финансиста отмечали в Центре содействия семейному устройству с.Вольно-Надеждинское. Сначала немного поговорили с ребятами о деньгах, их значимости и номинале. А потом — все как в жизни! Несовершеннолетним воспитанникам ЦССУ предстояло зарабатывание своего первого капитала. Уже на этой стадии было любопытно наблюдать, насколько по-разному они относятся к деньгам. Если для одних было важно зарабатывать, а не тратить, то для других — наоборот, каждая заработанная копейка сразу относилась в магазин. Оно и понятно, тамошний ассортимент просто притягивал взгляды ребят. Товарное разнообразие в магазине было значительным — сладости, канцтовары, товары для дома, средства гигиены, косметика, аксессуары и белье. Всего и не перечислишь.
⠀
А диалоги? Если бы вы их только слышали!
⠀
— А дайте мне еще задание — просит подросток.
— Так ты же здесь уже все выполнил, сходи на другие станции — отвечают ему волонтеры.
— Я там был, у вас интереснее — не сдается парень.
— А в магазине был?
— Неа…
— Почему?
— Денег много хочу заработать!
— Так пока ты здесь будешь зарабатывать, другие уже все разберут
— Не разберут, останется!
⠀
Как же они зарабатывали-то? — спросите вы
⠀
Да, для того, чтобы что-то купить, им нужно было сначала заработать — что-то сделать своими руками, выполнить какое-то задание, создать то, что умеешь. Девочки делали прически, заплетали косички. При этом, оценку собственного труда в финансовом эквиваленте, своеобразный «прайс-лист», они тоже формулировали самостоятельно. Они могли назвать любую сумму, и покупатели (волонтеры фонда и гости Центра) не должны были оспаривать стоимость или торговаться. Гости, должны были ее заплатить. Но девчонки явно скромничали, стремления заработать много, у них не было. «Парикмахерская», например, закрылась после обслуживания всего лишь двух «клиентов».
⠀
Малыши рисовали рисунки. Спрос на «эксклюзив» их художественной мастерской среди гостей был высокий. В этом сообществе, наоборот, сразу же нашлись предприимчивые «бизнесмены».
⠀
— А я и петь еще могу и танцевать! — получив «гонорар» желтыми купюрами от продажи своей картины, маленькая художница впала в творческий кураж.
⠀
Работала в этот день в Центре и настоящая мастерская. Приехавшие в гости к детям байкеры представляющие «Мото Сообщество Артемовских мотоциклистов» помогали мальчишкам зарабатывать настоящим мужским трудом: чинили кран, разбирали и собирали розетки, меняли и накачивали колеса.
⠀
Абсолютно все ребята решали и практические финансовые задачи, формируя бюджет покупки. Разгадывали путаницы, переставляли местами слова, пытаясь найти верное значение пословиц и поговорок о деньгах. Не у всех получалось справиться с такого рода головоломкой, поэтому иногда выстреливали и забавные варианты ответов. Например, вот такой: где работа — пусто, а в ленивом доме густо!
⠀
Конечно же, самые интересные диалоги происходили в магазине.
— Этот карандаш простой? — говорит мальчишка лет семи, показывая на матирующий карандаш.
— Нет, не простой, а ты кому хочешь его купить? — спрашивает продавец.
— Маме, в подарок — отвечает мальчишка
⠀
***
— Сколько стоит эта ручка с фонариком?
— Сто пятьдесят рублей
— Ой, а у меня только сто, нету больше
— Давай мы ее тебе отложим, а ты сходи, поработай и возвращайся. Или займи у друзей.
— Точно! Пойду займу!
— Только не забудь, что долги отдавать надо, поэтому все равно придется поработать!
⠀
***
— Ух, устал я уже пахать! Лучше на лавке пойду посижу.
— Да ладно, а в магазине уже все купил, ничего больше не надо?
— Носки купил, печенье, чипсы и сок купил. Но работать надоело уже.