Помогаем детям в разных жизненных ситуациях

Конференция для педагогов о значимых взрослых для детей

Практическую конференцию «Роль значимого взрослого в успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» провели специалисты благотворительного фонда «Владмама» в среду, 30 января 2019 года.

Участниками конференции стали 96 специалистов сферы образования Приморского края, работающие в Центрах содействия семейному устройству детей-сирот, социально-реабилитационных центров, коррекционных школ-интернатов.

Почему для конференции была выбрана именно эта тема?

Не секрет, что система государственного обеспечения детей, оставшихся без родительской опеки и заботы, выполняет свои функции в строгом соответствии с предписанными задачами. Дети сыты, одеты, обуты. Им есть, где спать и есть, что носить. Но во всем, что касается всестороннего развития личности, ее воспитания и формирования, накопления жизненного опыта и понимания собственной ответственности за последующую самостоятельную жизнь , результаты менее очевидны.

Ребята выходят в жизнь неприспособленными. Их воля и характер не развиты, они не знают, в какой профессии или деятельности могли бы себя реализовать. Они привыкают «плыть по течению», не пытаясь изменить пассивное отношение к жизни на активное. Они очень зависят от внешних обстоятельств, не готовы нести ответственность, стремясь переложить любое решение на другого. Большинство из них страшатся самостоятельной жизни, поэтому стремятся сбиться в группы.

Как это изменить?

Анализируя, как складываются судьбы выпускников детских домов, многие специалисты, в том числе и сотрудники благотворительных фондов, отмечают, что шансы повлиять на эту ситуацию есть. В каждой личности есть потенциал, и его можно раскрыть. Подобных примеров немало. Шансы увеличиваются многократно, когда рядом с ребятами появляются люди, которым они доверяют, к мнению которых прислушиваются. Как правило, воспитанников детских домов объединяет с этими взрослыми какое-то общее дело или интерес.

Это может быть спорт. Тогда наставником и «значимым взрослым» выступает тренер. Это может быть творчество: танцы, вокал, живопись, прикладные ремесла. Тогда в роли наставника выступает педагог дополнительного образования. Это может быть участие в КВН. Тогда энергетическую пустоту вокруг ребенка заполняют старшие ребята и креативные люди, сопровождающие деятельность и творческую активность клубов веселых и находчивых.

Общим для всех успешных вариантов является одно – развитие личности и ее реализация через увлечение. Таков принцип формирования и взращивания в ребенке более самостоятельного и ответственного человека.

Этот принцип очень хорошо понимают и, к сожалению, эффективно используют в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, представители криминального мира. Подобная тенденция актуальна не только для Приморья, но и для других регионов России.

Выпускники детских домов становятся легкой добычей для вовлечения в противоправную деятельность по многим причинам. Но самой главной является отсутствие рядом с ними того самого «значимого взрослого», которому бы они доверяли, кто бы помогал формировать их характер и отличать черное от белого. Не всегда сотрудники детского дома могут справиться с этой задачей. Однако, крайне важно, чтобы такой человек появился в жизни каждого ребенка, лишившегося родительской опеки и семьи.

Где найти значимого взрослого?

В настоящее время в Приморском крае действует ряд программ и проектов, содержащих ряд возможностей для вовлечения ребят из детских домов в активную внешкольную деятельность. Но проблема заключается в том, что эту задачу, по большому счету, некому решать. Сотрудники учреждений, в которых растут ребята со статусом сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, как правило, сосредоточены на выполнении своих обязанностей лишь в стенах своего учреждения.
В

школах вопросами развития и воспитания детей-сирот вообще никто не интересуется. «Это не входит в наши обязанности!» — в лучшем случае произносят учителя. В худшем, что тоже встречается в масштабах края нередко, ребята из детских домов становятся изгоями в школьных коллективах с подачи и молчаливого согласия самих учителей.

Почему так происходит? На этот вопрос честного ответа не даст никто. В каждом конкретном случае найдется свой комплекс объективных и субъективных причин.
Одна из них – специалисты сферы образования, работающие с воспитанниками центров содействия семейному устройству и коррекционных школ-интернатов, просто не успевают следить за меняющейся картиной мира.

Программа практической конференции «Роль значимого взрослого в успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривала обмен опытом по вовлечению детей в разнообразную интересную деятельность за пределами школы или дома, в котором они живут. Были представлены самые интересные практики подобной работы.

О технологии наставничества, успешно применяемой в центральной России для социализации воспитанников учреждений, рассказала Инна Голеня, психолог благотворительного фонда «Владмама», эксперт Фонда Тимченко.

Инна Голеня

Инна Голеня

Специалистам-практикам очень важно знать, в чем состоит разница между такими понятиями как волонтер, доброволец, наставник, значимый взрослый. При этом не менее важно понимать, какие возможности взаимодействия с каждым из них можно использовать для решения задачи по формированию в ребенке зрелой и самостоятельной личности.

О разработанной специалистами Всероссийского детского центра «Океан» системе сопровождения социокультурной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рассказала Елена Корябкина, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения ВДЦ «Океан».

Елена Корябкина

Елена Корябкина

Свои наблюдения за тем, какое влияние оказывает «значимый взрослый» на формирование социальной компетентности у подростков и выпускников учреждений, представили Наталья Медведева и Елена Коснырева, специалисты ЦССУ № 1 г. Владивостока.

Наталья Медведева и Елена Коснырева

Наталья Медведева и Елена Коснырева

Подробности психологического сопровождения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в Морском технологическом колледже им. адм. Г. И Невельского представила коллегам Кристина Казанцева, педагог-психолог, клинический психолог из МГУ им. Невельского.

Кристина Казанцева

Кристина Казанцева

Особый интерес приморских специалистов-практиков, работающих с детьми, лишенными родительской заботы, вызвало выступление Анны Шемчук, начальника отдела волонтерских программ АНО «Центр содействия развитию молодежи Приморского края». Анна рассказала собравшимся о вовлечении воспитанников ЦССУ в волонтерскую деятельность и о перспективах, открывающихся перед ребятами при выполнении этой работы.

Анна Шемчук

Анна Шемчук

Вопрос, кто станет для ребенка настоящим «значимым взрослым», способным повлиять на его дальнейшую судьбу, значит для всех участников конференции очень много. К сожалению, не всегда взрослые, которые встречаются на жизненном пути детей, и их влияние безопасны для юных граждан. Особенно рискованной сферой, где каждый контакт может нести за собой угрозу детской безопасности, становится Интернет.

Этому способствует и тот факт, что специалисты, работающие в сфере образования, ориентируются в современных цифровых коммуникационных технологиях куда хуже, чем их подопечные.

Два доклада, посвященные вопросам детской безопасности в интернет-пространстве, вызвали максимальный интерес участников практической конференции.

С 30-минутным обзор юридической практики «Дети и закон: законодательство в сфере информационной защиты несовершеннолетних» выступила Галина Антонец, медиаюрист, адвокат.

Галина Антонец

Галина Антонец

«Дети и соцсети» — тренды новых медиа, технологии манипулирования, технические методы защиты» представила Майя Шалунова, руководитель федерального проекта «Безопасный Интернет» в Приморском крае.

Майя Шалунова

Майя Шалунова

«Спасибо! Это была самая интересная за последние годы конференция для воспитателей и педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» — подобные отзывы о программе конференции и представленных докладах написали в анкетах обратной связи многие участники этой встречи.

Уже в марте 2019 года в рамках проекта благотворительного фонда «Владмама» «Каникулы с пользой» состоится продолжение этого разговора. В программе «Каникул» всегда предусмотрен большой образовательный и практический блок для педагогов и воспитателей, работающих с детьми в центрах содействия семейному устройству.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *