Конференция для педагогов о значимых взрослых для детей
Практическую конференцию «Роль значимого взрослого в успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» провели специалисты благотворительного фонда «Владмама» в среду, 30 января 2019 года.
Участниками конференции стали 96 специалистов сферы образования Приморского края, работающие в Центрах содействия семейному устройству детей-сирот, социально-реабилитационных центров, коррекционных школ-интернатов.
Почему для конференции была выбрана именно эта тема?
Не секрет, что система государственного обеспечения детей, оставшихся без родительской опеки и заботы, выполняет свои функции в строгом соответствии с предписанными задачами. Дети сыты, одеты, обуты. Им есть, где спать и есть, что носить. Но во всем, что касается всестороннего развития личности, ее воспитания и формирования, накопления жизненного опыта и понимания собственной ответственности за последующую самостоятельную жизнь , результаты менее очевидны.
Ребята выходят в жизнь неприспособленными. Их воля и характер не развиты, они не знают, в какой профессии или деятельности могли бы себя реализовать. Они привыкают «плыть по течению», не пытаясь изменить пассивное отношение к жизни на активное. Они очень зависят от внешних обстоятельств, не готовы нести ответственность, стремясь переложить любое решение на другого. Большинство из них страшатся самостоятельной жизни, поэтому стремятся сбиться в группы.
Как это изменить?
Анализируя, как складываются судьбы выпускников детских домов, многие специалисты, в том числе и сотрудники благотворительных фондов, отмечают, что шансы повлиять на эту ситуацию есть. В каждой личности есть потенциал, и его можно раскрыть. Подобных примеров немало. Шансы увеличиваются многократно, когда рядом с ребятами появляются люди, которым они доверяют, к мнению которых прислушиваются. Как правило, воспитанников детских домов объединяет с этими взрослыми какое-то общее дело или интерес.
Это может быть спорт. Тогда наставником и «значимым взрослым» выступает тренер. Это может быть творчество: танцы, вокал, живопись, прикладные ремесла. Тогда в роли наставника выступает педагог дополнительного образования. Это может быть участие в КВН. Тогда энергетическую пустоту вокруг ребенка заполняют старшие ребята и креативные люди, сопровождающие деятельность и творческую активность клубов веселых и находчивых.
Общим для всех успешных вариантов является одно – развитие личности и ее реализация через увлечение. Таков принцип формирования и взращивания в ребенке более самостоятельного и ответственного человека.
Этот принцип очень хорошо понимают и, к сожалению, эффективно используют в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, представители криминального мира. Подобная тенденция актуальна не только для Приморья, но и для других регионов России.
Выпускники детских домов становятся легкой добычей для вовлечения в противоправную деятельность по многим причинам. Но самой главной является отсутствие рядом с ними того самого «значимого взрослого», которому бы они доверяли, кто бы помогал формировать их характер и отличать черное от белого. Не всегда сотрудники детского дома могут справиться с этой задачей. Однако, крайне важно, чтобы такой человек появился в жизни каждого ребенка, лишившегося родительской опеки и семьи.
Где найти значимого взрослого?
В настоящее время в Приморском крае действует ряд программ и проектов, содержащих ряд возможностей для вовлечения ребят из детских домов в активную внешкольную деятельность. Но проблема заключается в том, что эту задачу, по большому счету, некому решать. Сотрудники учреждений, в которых растут ребята со статусом сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, как правило, сосредоточены на выполнении своих обязанностей лишь в стенах своего учреждения.
В
школах вопросами развития и воспитания детей-сирот вообще никто не интересуется. «Это не входит в наши обязанности!» — в лучшем случае произносят учителя. В худшем, что тоже встречается в масштабах края нередко, ребята из детских домов становятся изгоями в школьных коллективах с подачи и молчаливого согласия самих учителей.
Почему так происходит? На этот вопрос честного ответа не даст никто. В каждом конкретном случае найдется свой комплекс объективных и субъективных причин.
Одна из них – специалисты сферы образования, работающие с воспитанниками центров содействия семейному устройству и коррекционных школ-интернатов, просто не успевают следить за меняющейся картиной мира.
Программа практической конференции «Роль значимого взрослого в успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривала обмен опытом по вовлечению детей в разнообразную интересную деятельность за пределами школы или дома, в котором они живут. Были представлены самые интересные практики подобной работы.
О технологии наставничества, успешно применяемой в центральной России для социализации воспитанников учреждений, рассказала Инна Голеня, психолог благотворительного фонда «Владмама», эксперт Фонда Тимченко.
Специалистам-практикам очень важно знать, в чем состоит разница между такими понятиями как волонтер, доброволец, наставник, значимый взрослый. При этом не менее важно понимать, какие возможности взаимодействия с каждым из них можно использовать для решения задачи по формированию в ребенке зрелой и самостоятельной личности.
О разработанной специалистами Всероссийского детского центра «Океан» системе сопровождения социокультурной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, рассказала Елена Корябкина, начальник отдела психолого-педагогического сопровождения ВДЦ «Океан».
Свои наблюдения за тем, какое влияние оказывает «значимый взрослый» на формирование социальной компетентности у подростков и выпускников учреждений, представили Наталья Медведева и Елена Коснырева, специалисты ЦССУ № 1 г. Владивостока.
Подробности психологического сопровождения детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей, в Морском технологическом колледже им. адм. Г. И Невельского представила коллегам Кристина Казанцева, педагог-психолог, клинический психолог из МГУ им. Невельского.
Особый интерес приморских специалистов-практиков, работающих с детьми, лишенными родительской заботы, вызвало выступление Анны Шемчук, начальника отдела волонтерских программ АНО «Центр содействия развитию молодежи Приморского края». Анна рассказала собравшимся о вовлечении воспитанников ЦССУ в волонтерскую деятельность и о перспективах, открывающихся перед ребятами при выполнении этой работы.
Вопрос, кто станет для ребенка настоящим «значимым взрослым», способным повлиять на его дальнейшую судьбу, значит для всех участников конференции очень много. К сожалению, не всегда взрослые, которые встречаются на жизненном пути детей, и их влияние безопасны для юных граждан. Особенно рискованной сферой, где каждый контакт может нести за собой угрозу детской безопасности, становится Интернет.
Этому способствует и тот факт, что специалисты, работающие в сфере образования, ориентируются в современных цифровых коммуникационных технологиях куда хуже, чем их подопечные.
Два доклада, посвященные вопросам детской безопасности в интернет-пространстве, вызвали максимальный интерес участников практической конференции.
С 30-минутным обзор юридической практики «Дети и закон: законодательство в сфере информационной защиты несовершеннолетних» выступила Галина Антонец, медиаюрист, адвокат.
«Дети и соцсети» — тренды новых медиа, технологии манипулирования, технические методы защиты» представила Майя Шалунова, руководитель федерального проекта «Безопасный Интернет» в Приморском крае.
«Спасибо! Это была самая интересная за последние годы конференция для воспитателей и педагогов, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей» — подобные отзывы о программе конференции и представленных докладах написали в анкетах обратной связи многие участники этой встречи.
Уже в марте 2019 года в рамках проекта благотворительного фонда «Владмама» «Каникулы с пользой» состоится продолжение этого разговора. В программе «Каникул» всегда предусмотрен большой образовательный и практический блок для педагогов и воспитателей, работающих с детьми в центрах содействия семейному устройству.